Издательство Деком
Издательство Деком
Еженедельник "Книжное обозрение" о книге Патрика Ригуле
Выпуск историко-публицистического юбилейного издания «Городская Дума Нижнего Новгорода. История и современность»,

Французское кино — это Депардье. Он еще не старый (этой зимой ему исполнилось 60), а кажется, что он был всегда: более 200 фильмов, его улыбка, дружеские жесты, походка, большой живот, — у Депардье репутация всеобщего любимца. Отчего? Благодаря редкой способности легко вливаться в новый мир. Это во-первых. А во-вторых, из-за заразительного смеха, которому он умеет придавать чудесные разнообразные модуляции.
«Путь ненасытного великана» кое в чем напоминает «Биографию голода» Амели Нотомб. Как и бельгийская писательница, журналист Патрик Ригуле рассказывает о человеке, который испытывает голод, постоянное и нестерпимое желание, терзающее все его существо. Разумеется, речь тоже идет о голоде в самом широком смысле слова. Это всеобъемлющая страсть: к вину, к женщинам, к мотоциклам, к тому, чтобы давать выход своим инстинктам. Такое особенное чувство, когда одной положенной порций удовольствий недостаточно и хочется еще. Когда все время ищешь и худшее наказание — скука. С этой темой Ригуле связывает, к примеру, «общий уровень культуры» Депардье (у него нет системного академического образования): «он довольствуется тем, что заглатывает необходимое, часто беспорядочно и в огромных количествах, словно любитель как следует поесть, каким он всегда был». А вот воспоминания Коше: «Он пожирал все, заглатывал все, чтобы выучиться и самообразовываться». Вот Блие: «Этот парень ненасытен, он заглатывает роли, он —. пожиратель по жизни. Даже когда он садится на диету, то, покупая обезжиренный творог, выбирает коробки по килограмму!..» А люди? Впечатления? Впервые увидев свою будущую жену, Депардье пожирал ее взглядом, «как людоед, охваченный лихорадкой». Награды и почести? Их он «смакует». А с какой ненасытностью этот Гарган-тюа пожирает километры за рулем своих многочисленных многоцилиндровых мотоциклов? Пространство экрана? -его он тоже «съедает».
Но не только эта «ненасытность» поражает воображение. Его молниеносная карьера - вот что изумляет. Ригуле пишет, что Депардье «выстраивал свою судьбу с опережением, обгоняя современников». Он был первым на улице, предоставленным самому себе с самых ранних лет. Дома пытался заменить отца (в восемь лет он даже помогал матери, когда она рожала младшего брата Эрика). В 13 у него была фигура боксера и он уже навещал девиц легкого поведения. У этого человека, похоже, не было отроческого периода: «он перескочил из детства во взрослую жизнь». В 16 лет будущий актер уезжает в Париж и впервые выходит на сцену. В 26 снимается в «Вальсирующих» Бертрана Блие - «почтти биографическом фильме» (позднее он скажет, что все, о чем рассказал Блие, было ему знакомо: и бродяжничество, и угоны автомобилей, и типы, преследующие женщин), фильме, который откроет его публике. Ну а после... после предложения потекут рекой, телефон не будет умолкать, и за один только 1977 год он сыграет в семи картинах. Что же будет дальше? Вереницы громил с детской улыбкой и заливистым смехом, двойственные персонажи, обрисованные полутонами, порой совершенно непохожие друг на друга личности, которые поочередно появляются на свет, к большому удивлению публики. Отсюда, по мнению Ригуле, необыкновенная способность «великана» растворяться в ролях, которые «все кажутся выкроенными по его мерке»: «Он сливается с персонажем убедительно и искренне. Этим, может быть, и объясняется его невероятный успех у французской публики».
Депардье и в самом деле умеет быть — именно быть, «по-настоящему» - всяким: и нежным, и агрессивным, и ранимым, и грубым, и смешным, и прекрасным, и великим, и маленьким, и богатым, и бедным. Он играл всякие отклонения, олицетворял всякие противоречия, «жил» во всякие эпохи. Граф Монтекристо и шахтер Маэ, Христофор Колумб и Сирано де Бержерак. Или Обеликс, которого он, по собственным словам, играл «с особенным удовольствием» (а Ригуле замечает, что Депардье - «Обеликс в еще большей степени, чем герой фильма»), или старый композитор Марен Марэ в фильме «Все утра мира». Бальзак, бродяга Будю, молодой преступник в «Выборе оружия» или ангел, явившийся владельцу стриптиз-клуба...
Однако, анализируя игру Депардье, его чисто профессиональные навыки, Ригуле так или иначе всегда озирается на его жизнь и прошлое, давая тем самым, вероятно, понять, что только там и можно отыскать истоки актерского таланта и объяснение успеха. При этом особое, какое-то даже сладострастное удовольствие Ригуле доставляет перечисление недостатков его героя. Помимо таких пустяков, как дерзость и наглость, помимо лежащих на поверхности обжорства и пьянства, помимо кокаина, хулиганских выходок и сквернословия он, как настоящий отец инквизиции, с упоением перебирает грехи пострашнее, те, что зарыты поглубже: «потрясающая неискренность» и лицемерие, «постоянная ложь» и «хамелеонство», жадность и ненасытная страсть к деньгам, «звериная агрессия» и злопамятность.
Из-за этого все попытки автора «разобраться», что-то прояснить (каков же истинный Депардье?), дать какие-то ответы (мало какой другой знак препинания встречается в этой книге чаще вопросительного) сводятся к тому, что его книга производит впечатление записок сплетника -более или менее настырного и навязчивого. Даже рассказывая о фильмах, в которых играл Депардье, Ригуле, как правило, интересует в первую очередь характер отношений с партнершами, количество выпитого в перерывах между съемками вина и гонорары. А если он — вдруг! — старается выйти из этого чуть тесноватого круга вопросов, то рискует показать себя, как сам выражается, «средним французом», графоманом-кинолюбителем, который путает «400 ударов» со «100», а фильм «Возвращение Мартена Герра» называет «сильной вещью». Может, если б судьба Дантона занимала его больше, чем горячие вечеринки в клубе «41»... Но нет, это книга не о кино и, что самое смешное, она даже не совсем о Депардье-актере. Скорее о Депардье-инвесторе, Депардье-бизнесмене, Депардье-виноделе. Его «Украденным письмам» (сборнике посланий, адресованных близким, тем, кто много для него значил), вышедшим в 1988 году, Ригуле посвящает 11 неполных строк. А вот теме «Жеже и власти» отведена отдельная глава.

Вера Бройде. Ужин с французом // Книжное обозрение, № 9-10, февраль 2009г.  


© 2009-2014 ООО Издательство ДЕКОМ

Created by WebRa