Издательство Деком
Издательство Деком
"Я старался избежать неточностей и не пытался «писать за Рознера».
Новость

В нижегородском издательстве «ДЕКОМ» вышла книга об Эдди Рознере под названием, отражающим неподражаемую манеру речи легендарного бэндлидера — «Шмаляем джаз, холера ясна». Беллетризованную биографию легендарного музыканта написал Дмитрий Драгилёв.

В 2010 году музыкальный мир отмечал столетие со дня рождения Адольфа «Эдди» Рознера. На нынешний год приходятся две памятные даты: 35 лет назад Эдди Рознер покинул этот мир, 40 лет назад завершилась его карьера в Советском Союзе.

Документальный роман о Рознере — это попытка дать детальную картину жизни и творчества знменитого трубача, судьба которого неотделима от истории Германии, Польши, Белоруссии и России в двадцатом веке. Жизненный и творческий путь Эдди Игнатьевича оказался связан с Берлином и Москвой, Варшавой и Минском, Магаданом и Парижем. Драгилёв давно по крупицам собирал сведения о судьбе Рознера, чьё имя в нашей стране дважды пытались предать забвению: в годы борьбы с космополитизмом на рубеже пятидесятых и в так называемую эпоху застоя. Даже с началом перестройки оно не сразу вернулось в литературу о джазе, журнальные и газетные публикации, не говоря уже об энциклопедиях и справочниках. Книга объемом 360 страниц создавалась в рекордные сроки: непосредственно над ней автор работал в прошлом, юбилейном году. Много внимания в тексте уделено апокрифическим и мифологизированным эпизодам биографии артиста: его учебе в Берлине, встрече с Луи Армстронгом, европейским гастролям 1938 года, обстоятельствам появления артистического имени «Эдди», лагерному периоду. Книга проливает свет на роль и участие Рознера в джазовом движении 60-х гг., причины его ухода из Росконцерта, перипетии возвращения в Германию. Впервые подробно рассказывается и о личной жизни маэстро. На страницах книги читатель встретится со многими из тех, кто работал с Рознером. Чаще всего это не пересказ, а документальные свидетельства: коллеги рассказывают об Эдди Игнатьевиче от первого лица. В иллюстрированном издании читателя ждёт ещё один сюрприз: компакт-диск с уникальными записями оркестров под управлением Эдди Рознера, сделанными и в 30-е, и в 60-е годы.

Рассказывает Дмитрий Драгилёв: "Большую помощь оказали бывшие конферансье оркестра Эдди Рознера. Один из них записывал концерты на магнитную ленту, бережно сохранил бобины, благодаря чему уцелели абсолютно эксклюзивные вещи, которые казались, да и вполне могли быть навеки утраченными. Другой – ныне известный актер и телеведущий — вёл дневниковые записи, очень пригодившиеся в процессе восстановления хроники и гастрольной карты коллектива. Неоценимую роль в работе над книгой сыграла певица Нина Бродская, безвозмездно предоставившая свои мемуары; своими воспоминаниями и размышлениями поделились приёмная дочь маэстро Валентина Владимирская и его родная дочь Ирина Прокофьева; не поскупился на консультации первый европейский биограф Рознера — Хорст Бергмайер… Кроме них, удалось расспросить разных людей, от коллег и учеников маэстро до современников и очевидцев, лично Рознера не знавших. Кто-то рассказывал, кто-то подсказывал, кто-то предоставлял материалы или объяснял, где их можно найти. Часто речь шла просто о контактной информации, ведь многих участников событий нужно было для начала разыскать: одни живут в России, другие — в Америке, третьи — в Германии. Так что это коллективный труд. Без участия всех этих людей книга бы и писалась дольше, и выглядела бы иначе. Конечно, в ней едва ли отыщешь приметы постмодернистских эссе и прихотливых, отчасти научных заметок, характерных для «Лабиринтов русского танго» – моей предыдущей книжки в жанре нон-фикшн, которая, если верить критикам, «завораживает причудливым стилем». Но «Шмаляем джаз…» — художественная публицистика, снова потребовавшая навыков историка и музыковеда, благо я изучал и то, и другое. Я старался избежать неточностей и не пытался «писать за Рознера». Вымышленных сцен в книге практически нет, все они реконструированы на основе документов или свидетельств.

    Леонид Утёсов успел в свое время издать несколько мемуарных книжек, своего рода трилогию. Остаётся только гадать, как выглядели бы мемуары самого Эдди Игнатьевича, имей он возможность их написать или надиктовать кому-нибудь. Подспорьем в работе стал опыт тех, кто публично, используя разные медийные средства, рассказывал о маэстро. И всё же во многих вопросах пришлось по-настоящему почувствовать себя первопроходцем. Надеюсь, что книга позволит читателю погрузиться в то время, почувствовать колорит сложной эпохи и получить представление о подлинном месте и значении нашего героя в истории отечественного и европейского джаза."


© 2009-2014 ООО Издательство ДЕКОМ

Created by WebRa