Советский Армстронг
Владимир Марочкин
Для российских любителей джаза эта книга станет в буквальном смысле лучом солнца, пробившимся сквозь туман легенд. До сих пор биография Эдди Рознера, одного из лучших джазовых музыкантов Советского Союза, если не всей Европы, была известна только приблизительно. А все потому, что творить ему пришлось в несправедливые времена, когда власти почему-то считали, что если «сегодня ты играешь джаз, то завтра Родину продашь». Эдди Рознеру на собственных плечах довелось испытать тяжесть этой поговорки: в 1946 году, после того, как началась борьба с космополитизмом, он попытался перейти границу с Польшей, был задержан и получил десять лет ГУЛАГа за «измену Родине и попытку выезда из СССР по статье 58-А.
Выжить в лагере Рознеру удалось благодаря лишь тому, что он создал в ГУЛАГе джаз-оркестр, который выступал как перед заключенными, так и перед жителями Хабаровского края. Оркестр неоднократно играл и для японских военнопленных. В летнее время коллектив выезжал в пионерские лагеря и выступал там для детей на массовках, пионерских линейках, играл утренние побудки.
Но даже после того, как Эдди Рознер вышел на свободу, и оркестр, который он вновь собрал, достиг кульминации славы, советские СМИ не баловали его публикациями. Поэтому вся информация о необыкновенных приключениях знаменитого трубача передавалась в основном из уст в уста.
Говорили, что он родился в 1910 году, получил хорошее образование, окончив Берлинскую консерваторию по классу скрипки, что уже в начале 1930-х молодой Рознер имел громкое имя в Европе, гастролируя по Германии, Англии, Франции, Польше, что в Дании он выступал вместе с легендарным Луи Армстронгом. Известный джазовый пианист Николай Левиновский в своих воспоминаниях подтверждает, что Эдди Игнатьевич действительно показывал фотографию, на которой он запечатлен в обнимку с Армстронгом. «Рознер очень гордился этим знакомством, — пишет Левиновский, — много рассказывал об Армстронге, в частности, об их совместном выступлении где-то в Скандинавии. Армстронг, говорил Эдди, покуривал марихуану, и если кто-то нравился ему, он тут же предлагал покурить вместе. Рознера он называл "мой белый братец " и относился к нему тепло».
После того как к власти в Германии пришли нацисты, Рознер эмигрировал в Польшу. Там его музыкальная жизнь складывалась тоже совсем неплохо. Но гитлеровцы захватили и эту страну. Рознер в числе других беженцев оказался в Белостоке, который вскоре стал советской территорией. Рознер сумел быстро сориентироваться в новой обстановке и организовал в Минске джаз-оркестр Белоруссии, сразу завоевавший известность благодаря эффектному исполнению популярных мелодий.
Выступления оркестра Рознера в Ленинграде в мае 1940 года произвели ошеломляющую сенсацию. Ничего подобного советская публика не слышала и не видела. Потрясающие аранжировки в стиле лучших достижений Запада (это, ясное дело, понимали и знали не все), великолепная игра отдельных музыкантов и впечатляющая слаженность оркестра, а вершина всего — феноменальная труба Эдди Рознера. Эдди был непревзойденным исполнителем. Теплый, бархатный тон его трубы, настоящий свинг, джазовая «подача» и головокружительные верха делали его стиль совершенно неповторимым. Именно тогда разнесся слух, что его труба сделана из чистого золота и потому так великолепно звучит, но это было лишь своеобразным показателем популярности. Рознер привнес на советскую эстраду также джазовый слэнг и манеру разговаривать. Неподражаемый польско-еврейский акцент Эдди был притчей во языцех. Кокетничая своим западным происхождением, он мог сказать что-нибудь эдакое: «Холера ясна, шмаляем джаз!» И всем было понятно, что именно на таком, кажущимся слегка тарабарским языке должны говорить настоящие джазмены. Недаром эта знаменитая рознеровская фраза попала на обложку книги о нем....
Вернувшись из лагерей, Эдди Рознер снова собрал джаз-оркестр, которому не было равных в СССР. Во-первых, у Рознера было великолепное чутье на таланты, он открыл для нас многих исполнителей, ставших настоящими символами 1950—60 годов: Вадим Людвиковский, Юрий Саульский, Алексей Мажуков, вокальный квартет «Аккорд», певицы Лариса Мондрус и Нина Бродская. Во-вторых, сам Рознер был образцом для целого поколения эстрадных музыкантов.
Обычно концерт его оркестра начинался так: музыканты начинали играть еще за закрытым занавесом. Потом занавес открывался, и из левой кулисы появлялась сначала сверкающая солирующая труба, затем рука, а потом и сам солист: улыбающийся, с черными усиками, в сером костюме невиданной элегантности. Он выходил на середину сцены, одновременно играя на трубе и дирижируя оркестром, который наяривал мощный «Сент-Луис блюз»...
Несмотря на колоссальную популярность, в начале 1970-х Эдди Рознер все-таки решил эмигрировать на Запад. Советская пресса, ехидничая, писала, что жизнь в эмиграции оказалась очень тяжелой. Рознер рассчитывал получить наследство от своей сестры, но это ему не удалось. Оказавшись в сложном положении, знаменитый трубач пытался открыть музыкальный магазин, но из этого ничего не вышло, да и силы уже были не те. 8 августа 1976 года Эдди Рознер скончался. Ему было 66 лет. На памятнике Рознеру, установленном на берлинском кладбище, изображена труба — инструмент, принесший музыканту громкую известность и восторженную память.
В биографии Эдди Рознера было множество тайн и загадок. Слишком много противоречий встречалось даже в публикациях тех, кто сам был участником описываемых событий. И вот лишь теперь Дмитрий Драгилёв, проделав колоссальнейшую работу по сбору и изучению архивных материалов, опросив людей, лично знавших великого трубача, составил наиболее полную на сегодняшний день биографию Эдди Рознера, «белого Армстронга». Уникальная история советской эстрады и джаза стала более полной.
|