Издательство Деком
Издательство Деком
"Я готов поговорить..."
«Цыганская песня от «Яра» до Парижа»
Новая книга об истории цыганской песни в России и ее знаменитых исполнителях за три века не претендует, по скромному заверению автора, «на полное отражение огромного и многогранного явления по имени «цыганская музыка» или даже только «цыганская песня». Одна только тайна разгадывания «цыганской ноты» требует, как говорит Максим Кравчинский, сотни томов. Он посвятил свою работу, в основном, историям жизни и творчества самых знаменитых российских цыганских исполнителей XIX – XX веков. Первая часть его книги повествует о «золотом веке» цыганской песни с конца XVIII (братья графы Орловы и их первые цыганские хоры) до начала XX века. Вторая часть – годы нэпа, особое время. Третья часть – об артистах-эмигрантах, четвертая – о театре «Ромэн», и пятая, наконец, посвящена новым звездам цыганской песни. Приложением к книге идет CD-диск, включающий в себя лучшие образцы цыганского песенного творчества.
 
Я готов поговорить
Своим происхождением от цыган-барышников (торговцев лошадьми) и оброчных крестьян-офеней (тоже торговцы, но не одним товаром, а всякой всячиной, только пешие) он гордился не меньше, чем личной славой звезды романса. Любил вспоминать и помнил многое: собственный дом деда в Петербурге, веселое детство, с игрушками, книгами, домашними учителями, первые граммофонные пластинки с романсами, из которых многие были на слова К.Р. – Константина Романова, великого князя. А потом – трудовую юность, когда основным средством существования стал труд портового грузчика, а дополнительным игра на пианино в кинотеатре немых фильмов, а также занятия в кружке художественной самодеятельности Ленинградского монетного двора. Оттуда он пришел в комический хор Чарова простым хористом. Профессиональным же артистом стал себя считать с момента поступления в Ленпосредрабис (ленинградское посредническое бюро работников искусства). В те годы Козин, как сам признавался, «подражал Давыдову, Морфесси, Плевицкой, Каринской, Шаляпину, но нет-нет не Собинову, он почему-то не нравился». С переездом в Москву начались выступления в Зеленом театре ЦПКиО, пришла широкая известность, а с ней – ангажементы на частные концерты для очень узкого круга, а именно – вождей. Главный любил повеселиться, был рад выступлениям профессиональных артистов и самодеятельности своих ближайших соратников: «Жданов на фортепиано, Ворошилов на гармошке, Хрущев пляшет, Микоян в ладоши прихлопывает, Каганович притоптывает…  Уж не знаю, как они там политику творили, но веселились так, что дым коромыслом».
Составители книги ввели в нее много прямой речи главного героя, запечатлев как неопровержимые факты его биографии, так и вольные дополнения, которыми порой «грешил» Козин. Но при этом в равной мере отобразили как счастливые, так и трагические моменты его биографии.
 
Валерий Иванов
журнал "Читаем вместе" (февраль 2013)

© 2009-2014 ООО Издательство ДЕКОМ

Created by WebRa