Издательство Деком
Издательство Деком
Высоты низкого жанра
Высоты низкого жанра
Столь популярный в наше время "русский шансон" напоминает морскую свинку – и не морская, и не свинья. Между тем в отечественной истории есть немало примеров прекрасных исполнителей, работавших в этом жанре. Им посвятило свою серию книг нижегородское издательство «ДЕКОМ».
 
Пестрою толпою
Цыгане... Все чаще при­ходится сталкиваться с насмешливым отноше­нием к цыганской культуре и музыке. При этом многих «импортных» цыган – напри­мер, балканцев Горана Бреговича и Эмира Кустурицу, которые исполняют, прямо скажем, довольно своео­бразную музыку, у нас очень уважают: это свежо, остро, оригинально и не особен­но доступно для понимания. Или взять, скажем, нашу­мевшую (в прямом и пере­носном смысле) американ­скую группу Gogol Bordello, играющую в том числе и так называемый цыганский панк. Можно долго спо­рить о том, насколько ребя­та – цыгане (впрочем, как и о том, насколько они американцы), но несомненно одно: из многих музыкаль­ных традиций на их твор­чество оказала огромное влияние именно исполни­тельская традиция русских цыган, когда накал эмоций достигает предела и ника­кой золотой середины и в помине нет: если весе­лье – то невероятно задор­ное и искрометное, а как грусть – то обязательно душу рвет на части, и все это при­правлено особой проник­новенной задушевностью, которую ни с чем не спутаешь.
Нижегородское издатель­ство «ДЕКОМ» выпускает серию книг «Русские шан­сонье», редактором которой является известный телеве­дущий и публицист Максим Кравчинский. В своей книге «Цыганская песня: От ‛Яра“ до Парижа» автор очень последовательно рассказывает об основных вехах в ста­новлении и развитии этого уникального жанра, кото­рый возник в тесной связи с народной русской куль­турой – притом, что сами цыгане всегда жили обосо­бленной группой, не слива­ясь с местным населением, и сохраняли свои обычаи. Так, огромный интерес представляет тот факт, что появлению моды на цыган­ские песни и пляски мы обя­заны графам Орловым – фаворитам императрицы Екатерины Великой, кото­рые выписывали из губер­ний лучших исполнителей для своего хора. Этот хор со временем обрел огром­ную популярность, и цыга­не с полным правом стали считаться профессиональ­ными исполнителями, хотя зачастую музыканты даже не знали нотной грамоты. Сна­чала исполняли народные песни, которые приобретали от этого совершенно новое звучание, позже, в 30–х гг. XIX века, появился новый жанр – романс. Выступали главным образом в ресто­ранах – таких, как. напри­мер, «Яр» в Петровском парке или располагавшаяся там же недалеко «Стрельна».
Именно с ресторанных под­мостков начиналась карье­ра многих именитых цыган­ских певиц: Вари Паниной, Насти Поляковой, Катюши Сорокиной...
С приходом советской власти все изменилось. Многие артисты бежали за границу. Цыганская песня переживала не лучшие вре­мена: появилось огромное количество пародий, откро­венных подделок. Началось жестокое гонение на так называемую «цыганщину». Лишь в 1931 году, с основа­нием театра «Ромэн» – пер­вого в мире профессиональ­ного цыганского театра, цыганское искусство обре­ло второе дыхание. Этот театр дал миру многих вели­ких актеров, и о творче­ском пути некоторых из них в книге можно прочитать подробнее: это Ляля Черная, Александр Копаков, «глав­ный цыган страны» Нико­лай Сличенко и Александр Яковлевич Якулов, скрипач–виртуоз, прозванный «цыганским Паганини», но на самом деле цыганом не являющийся.
В заключительной главе книги уделяется внима­ние современным цыган­ским исполнителям – Алек­сею Дулькевичу, Леонсии Эрденко, группе «Кабрио­лет», «Штар». И, конечно, пару слов добавил автор про цыганский гимн, сочинен­ный сербским музыкантом Жарко Ивановичем (Йовановичем).
 
Маэстро в изгнании
Издательство «ДЕКОМ» откликнулось на прось­бы читателей и выпустило на свет книгу, посвященную жизни и творчеству Вади­ма Козина, незаслуженно забытого талантливейшего исполнителя. Под ее облож­кой собрано огромное коли­чество фактического мате­риала – воспоминаний Козина и его современни­ков, газетных статей разных лет, а также исследования, выпущенные в Магадане и по этой причине до широ­кой общественности так и не дошедшие.
Вадим Козин считал себя внуком великой цыганской певицы Вари Паниной, поскольку, с его слов, она приходилась его деду двою­родной сестрой (что, вооб­ще говоря, никак не под­тверждено документально). Сам он цыган лишь наполо­вину – из цыган была толь­ко мать его, певица Вера Ильинская, светловолосая, мало чем похожая на цыган­ку. Так что Козин унаследо­вал от предков не столько внешность, сколько талант и особую, самобытную манеру исполнения, при­несшие ему шумную славу в 1930–40–е гг.
Составитель книги ставил перед собой цель заполнить пробелы в биографии Козина, развеять многочислен­ные мифы вокруг его лично­сти. А этих мифов огромное множество – начиная с года рождения и заканчивая при­чинами ссылки на Колыму. Да и сам Вадим Алексеевич немало способствовал такой путанице: кое–где мог при­хвастнуть, а то и приврать для красного словца, осо­бенно в одинокой старости, когда единственной радо­стью для него оставались только разговоры и воспо­минания. А поскольку боль­шая часть его жизни прошла в изгнании, то и достовер­ной информации не так уж и много. Следователь­но, на истину в последней инстанции претендовать не приходится.
Чтобы читатель мог составить для себя соб­ственное мнение о лично­сти (надо заметить, доволь­но противоречивой) Вадима Козина, в создании книги приняли участие самые раз­ные люди: журналист Ани­сим Гиммерверт, созда­тель «Фонда памяти Вадима Козина» Анатолий Нико­лаевич Костырин. Мага­данский ученый и большой поклонник Козина Игорь Дорогой, который много лет изучал жизнь любимого исполнителя, приводит аль­тернативный взгляд на мно­гие факты его биографии. В книге также использова­ны материалы изданной в Магадане книги журнали­ста местной радиостанции Алексея Мазуренко «Сер­пантин судьбы». А компакт–диск, приложенный к книге, содержит как известные песни Козина, так и редкие записи из частных коллек­ций, что, безусловно, пора­дует всех, кто любит и ценит творчество этого замеча­тельного музыканта.
 

© 2009-2014 ООО Издательство ДЕКОМ

Created by WebRa