Высоты низкого жанра
Столь популярный в наше время "русский шансон" напоминает морскую свинку – и не морская, и не свинья. Между тем в отечественной истории есть немало примеров прекрасных исполнителей, работавших в этом жанре. Им посвятило свою серию книг нижегородское издательство «ДЕКОМ».
Пестрою толпою
Цыгане... Все чаще приходится сталкиваться с насмешливым отношением к цыганской культуре и музыке. При этом многих «импортных» цыган – например, балканцев Горана Бреговича и Эмира Кустурицу, которые исполняют, прямо скажем, довольно своеобразную музыку, у нас очень уважают: это свежо, остро, оригинально и не особенно доступно для понимания. Или взять, скажем, нашумевшую (в прямом и переносном смысле) американскую группу Gogol Bordello, играющую в том числе и так называемый цыганский панк. Можно долго спорить о том, насколько ребята – цыгане (впрочем, как и о том, насколько они американцы), но несомненно одно: из многих музыкальных традиций на их творчество оказала огромное влияние именно исполнительская традиция русских цыган, когда накал эмоций достигает предела и никакой золотой середины и в помине нет: если веселье – то невероятно задорное и искрометное, а как грусть – то обязательно душу рвет на части, и все это приправлено особой проникновенной задушевностью, которую ни с чем не спутаешь.
Нижегородское издательство «ДЕКОМ» выпускает серию книг «Русские шансонье», редактором которой является известный телеведущий и публицист Максим Кравчинский. В своей книге «Цыганская песня: От ‛Яра“ до Парижа» автор очень последовательно рассказывает об основных вехах в становлении и развитии этого уникального жанра, который возник в тесной связи с народной русской культурой – притом, что сами цыгане всегда жили обособленной группой, не сливаясь с местным населением, и сохраняли свои обычаи. Так, огромный интерес представляет тот факт, что появлению моды на цыганские песни и пляски мы обязаны графам Орловым – фаворитам императрицы Екатерины Великой, которые выписывали из губерний лучших исполнителей для своего хора. Этот хор со временем обрел огромную популярность, и цыгане с полным правом стали считаться профессиональными исполнителями, хотя зачастую музыканты даже не знали нотной грамоты. Сначала исполняли народные песни, которые приобретали от этого совершенно новое звучание, позже, в 30–х гг. XIX века, появился новый жанр – романс. Выступали главным образом в ресторанах – таких, как. например, «Яр» в Петровском парке или располагавшаяся там же недалеко «Стрельна».
Именно с ресторанных подмостков начиналась карьера многих именитых цыганских певиц: Вари Паниной, Насти Поляковой, Катюши Сорокиной...
С приходом советской власти все изменилось. Многие артисты бежали за границу. Цыганская песня переживала не лучшие времена: появилось огромное количество пародий, откровенных подделок. Началось жестокое гонение на так называемую «цыганщину». Лишь в 1931 году, с основанием театра «Ромэн» – первого в мире профессионального цыганского театра, цыганское искусство обрело второе дыхание. Этот театр дал миру многих великих актеров, и о творческом пути некоторых из них в книге можно прочитать подробнее: это Ляля Черная, Александр Копаков, «главный цыган страны» Николай Сличенко и Александр Яковлевич Якулов, скрипач–виртуоз, прозванный «цыганским Паганини», но на самом деле цыганом не являющийся.
В заключительной главе книги уделяется внимание современным цыганским исполнителям – Алексею Дулькевичу, Леонсии Эрденко, группе «Кабриолет», «Штар». И, конечно, пару слов добавил автор про цыганский гимн, сочиненный сербским музыкантом Жарко Ивановичем (Йовановичем).
Маэстро в изгнании
Издательство «ДЕКОМ» откликнулось на просьбы читателей и выпустило на свет книгу, посвященную жизни и творчеству Вадима Козина, незаслуженно забытого талантливейшего исполнителя. Под ее обложкой собрано огромное количество фактического материала – воспоминаний Козина и его современников, газетных статей разных лет, а также исследования, выпущенные в Магадане и по этой причине до широкой общественности так и не дошедшие.
Вадим Козин считал себя внуком великой цыганской певицы Вари Паниной, поскольку, с его слов, она приходилась его деду двоюродной сестрой (что, вообще говоря, никак не подтверждено документально). Сам он цыган лишь наполовину – из цыган была только мать его, певица Вера Ильинская, светловолосая, мало чем похожая на цыганку. Так что Козин унаследовал от предков не столько внешность, сколько талант и особую, самобытную манеру исполнения, принесшие ему шумную славу в 1930–40–е гг.
Составитель книги ставил перед собой цель заполнить пробелы в биографии Козина, развеять многочисленные мифы вокруг его личности. А этих мифов огромное множество – начиная с года рождения и заканчивая причинами ссылки на Колыму. Да и сам Вадим Алексеевич немало способствовал такой путанице: кое–где мог прихвастнуть, а то и приврать для красного словца, особенно в одинокой старости, когда единственной радостью для него оставались только разговоры и воспоминания. А поскольку большая часть его жизни прошла в изгнании, то и достоверной информации не так уж и много. Следовательно, на истину в последней инстанции претендовать не приходится.
Чтобы читатель мог составить для себя собственное мнение о личности (надо заметить, довольно противоречивой) Вадима Козина, в создании книги приняли участие самые разные люди: журналист Анисим Гиммерверт, создатель «Фонда памяти Вадима Козина» Анатолий Николаевич Костырин. Магаданский ученый и большой поклонник Козина Игорь Дорогой, который много лет изучал жизнь любимого исполнителя, приводит альтернативный взгляд на многие факты его биографии. В книге также использованы материалы изданной в Магадане книги журналиста местной радиостанции Алексея Мазуренко «Серпантин судьбы». А компакт–диск, приложенный к книге, содержит как известные песни Козина, так и редкие записи из частных коллекций, что, безусловно, порадует всех, кто любит и ценит творчество этого замечательного музыканта.
|