Издательство Деком
Издательство Деком
«Песни, запрещенные в СССР», автор Максим Кравчинский

«Песни, запрещенные в СССР»

Максим Кравчинский

08.01.2018
 

Как-то раз на спор я переслушал всю дискографию Стаса Михайлова. С тех пор периодически возникают размышления: что притягивает людей в подобной музыке? Ну ладно Михайлов — можно найти объяснения, но вот как можно получать удовольствие от «русского шансона», а точнее — блатняка?

И вот случайно на «Лабиринте» мне попалась на глаза эта книга и я решил попытаться понять. К тому же, к книге и музыкальное приложение есть (в данный момент выключаю Градского и включаю этот диск, а точнее — «концерт», так принято называть альбомы с блатняком)

И так. Книга хороша. Доходчиво, интересно и в хронологическом отношении грамотно всё построено. Наглядна эволюция и чем всё закончилось. Даже проникся уважением к некоторым моментам этого жанра.

Началось всё с Утёсова, Сержа Никольского и Тайгина. Они были прям вообще норм, да и сейчас это за блатняк не канает. Аркаша Северный был манерным дистрофиком, сам песен не писавший, но хорошо раскрутившийся. Высоцкий с одной стороны требовательный до денег, с другой — умер, ничего не заработав и в долгах. Звездинский — воровал песни. Комар выступал на разогреве ДДТ и был уважаем Шевчуком. Галича жёстко теснили. Новиков сидел за производство музыкальной аппаратуры и сидел по-жёсткому. Джигурда начал свой творческий путь с психушки, за то, что пел на могиле Высоцкого. Медяник к известности пришёл уже без особых притеснений и через США. А Тюменский это уже современное поколение и непонятное: будучи успешным бизнесменом и живя в Германии начал писать песни о зоне.

Видимо, основная часть современного шансона и состоит из этого нового поколения. Песни которого состоят из надуманности, без основы, что ли. Наверное, поэтому и вызывает такое отторжение и раздражение, потому что кривляние.

Настоящий блатняк он пережит исполнителем. Там главное не маты и тюремная тематика, там пелось о жизни. А то что присутствует и зона, и феня, и прочий беспредел — так это и была их жизнь. Это как русский рок — то же подполье, только рокеров сажали меньше, а если и сажали, то петь об этом считалось взападло.

Ну и, наверное, блатняк всё же является прародителем русского рока. Как по своей андеграундной сути, так и по источникам вдохновений для некоторых мэтров.

А ещё народность блатной песни сильно преувеличена: некоторые «хиты» были написаны известными (в то время) деятелями культуры. А, например, Яков Ядов написал и «Мурку», и «Гоп со смыком», и «Смейся, смейся громче всех». На мотив «Гоп со смыком» начинала свою историю песня «Фантом» (нынешнему варианту мы обязаны Чигракову), а «Смейся, смейся громче всех» очень круто исполнил Лагутенко. И вот даже как-то с трудом верится, что и глупый блатнячок, и красивейший романс — дело рук одного человека.

 


Ссылка на материал сайта


© 2009-2014 ООО Издательство ДЕКОМ

Created by WebRa